29 июля, 2024

Профилактика IT-мошенничества

Звонок от сотового оператора Звонящий представляется сотрудником сотового оператора, который обслуживает абонента. Сообщает о проблемах со связью, которые были на стороне оператора, что подходит к концу срок действия SIM-карты или договора на предоставление услуг связи. При этом в личном кабинете абонента информация об этом якобы не отображается, поэтому уведомление происходит исключительно устно. Чтобы в дальнейшем исключить повторение сбоев абоненту предлагается произвести необходимые настройки на его стороне и для этого ввести на смартфоне комбинацию цифр, которые сейчас ему продиктует звонящий сотрудник. В противном случае сотовый оператор не только не гарантирует устойчивую связь, но и при определенных обстоятельствах СИМ-карта абонента может быть заблокирована оператором. На самом деле цель одна — получить доступ к аккаунту человека на Госуслугах. Как правило данная ситуация говорит о том, что мошенникам известны все необходимые данные карты или счета абонента и для подтверждения финансовой транзакции (перевода денег со счетов абонента, т.е. банальной кражи) абоненту предлагается ввести код для подтверждения перевода средств. Если преступникам удастся их раздобыть, то они установят переадресацию СМС на нужный им номер или выпустят виртуальный дубликат SIM-карты (eSIM). Так злоумышленники смогут получит доступ к личного кабинета абонента в других сервисах, в том числе, информационных и финансовых. Есть и другая цель, которую преследуют мошенники, представляясь оператором связи. Тот же звонок, но теперь с предложением по смене тарифного плана, подключением новых опций либо замены sim-карты. Чтобы это сделать, абонента просят продиктовать код из смс. С помощью этого кода злоумышленник получает доступ к личному кабинету пользователя на сайте оператора мобильной связи. А уже там он настраивает переадресацию сообщений и звонков с номера жертвы на свой. Это делается для того, чтобы в дальнейшем подтверждать разного рода операции: вывод средств с банковских карт абонента, оформление на него кредита и т.д. Способы защиты: -В данном случае необходимо просто закончить разговор с мошенниками и ни в коем случае не вводить на смартфоне озвучиваемую лже-сотрудником комбинацию цифр. - Вы можете обновить персональные данные, обратившись за услугой лично, — в офисе оператора связи или в личном кабинете на его официальном портале (но не по ссылке из смс). Не называйте никаких данных незнакомым по телефону. Если сомневаетесь, позвоните оператору связи по номеру, размещенному на официальном сайте. -Услуга блокировки звонков от сотовых операторов. -Использование специальных приложений: Kaspersky Who Calls для Android или iOS, Яндекс для Android или iOS, Яндекс Браузер для iPhone и iPad. Короткий вызов и сброс Самый частый и относительно самый безобидный (в смысле потенциальных убытков) сценарий. Мошенники регистрируют свой номер как платный. Звонят потенциальной жертве и довольно быстро сбрасывают вызов и ожидают, что абонент им перезвонит. И многие перезванивают. Кто-то из обыкновенного любопытства, кто-то ждет важного звонка, кто-то имеет привычку (или считает необходимым) перезванивать на пропущенные звонки. И если абонент перезванивает, то с его мобильного счета списывается некая сумма за звонок на платный номер. Размер суммы зависит от тарифа, который установлен мошенниками за входящие звонки на платный номер при его регистрации. Способы защиты: не надо перезванивать на номера, с которых идет вызов с быстрым сбросом звонка. SMS от мошенников SMS от мошенников может содержать: • уведомление о победе в конкурсе, лотерее или розыгрыше призов — чтобы получить награду, нужно оплатить налог или стоимость доставки; • поддельное сообщение от банка о переводе денег на ваш счет — после него обычно приходит второе сообщение с просьбой вернуть деньги, так как перевод был сделан по ошибке; • предложение перезвонить на номер или оформить подписку, которые окажутся платными; • запрос личных данных под разными предлогами; • ссылку на вредоносную программу. Способы защиты: -Никогда не переходите по ссылкам в SMS, если вы получили сообщение с незнакомого номера. Не переходите по ссылкам из сообщений от знакомых, если сообщение выглядит странно, подозрительно. В спорной ситуации свяжитесь с отправителем через мессенджер, а лучше всего — звонком. -Поставьте на свой смартфон антивирус, который защитит его от заражения большинством вирусов. -Не храните на телефоне любые важные пароли — от банковских сервисов, аккаунтов в соцсетях, электронной почты, скорее всего именно они станут объектом атаки мошенников.

YouTube ID недействителен.